Практические методы и приемы обучения
То, как и в какой степени физическое упражнение будет влиять на практикующего, зависит от разных факторов. Факторы эти делятся на три группы:
  • особенности самого упражнения
  • условия внешней среды
  • состояние занимающихся

На основе этих факторов в теории физического воспитания выделяют три группы
практических методических приемов обучения физическим упражнениям:
  • варьирование физических упражнений
  • варьирование внешних условий
  • варьирование состояния занимающихся

Одни и те же приемы могут применяться на разных этапах обучения. Конкретное содержание каждого приема определяется особенностями этапа процесса обучения и решаемых на нём учебных задач.
1. Упрощение и усложнение условий внешней среды.
Сюда относится использование пропсов в качестве цели или препятствия; в качестве упрощения (кирпичики под ладони в уголке) или в качестве усложнения.
Усложнение среды позволяет облегчить и ускорить процесс уточнения движений.
Применяется для увеличения и дифференциации (различения) степени приложения внутренних сил, а также акцента на наиболее рациональных координациях движения (кирпичик на стопе).
Также сюда относится температура воздуха (бикрам йога), скользкая опора и так далее.

2. Оказание физической помощи. (некоторые виды аджасмента)

  • поддержка
  • подталкивание
  • направление
  • фиксация положения

Возникающие при оказании помощи тактильные ощущения способствуют более быстрому усвоению рациональной техники. Значение помощи возрастает, когда затруднен зрительный контроль за выполнением движения.

3. Страховка. Помогает выполнить физические упражнения без боязни, способствует более быстрому усвоению рациональной техники.

4. Дополнительные отягощения и сопротивления (ремень) — помогают дифференцировать усилия.
Тут в основном речь идёт об изменении мотивации. Выполнение упражнений в условиях:

Проверки — побуждает к мобилизации всех своих возможностей, так как обычно сопровождается оцениванием.

Игры — совершенствование техники физического упражнения при повышенном эмоциональном фоне — создание двигательного представления о физическом упражнении (например использование образов животных).

Соревнования — используется для раскрытия резервных возможностей и повышения мотивации.

В команде — организации взаимоотношений между участниками деятельности (парная йога)

Утомления — используется для:
  • совершенствования стабильности двигательного навыка
  • достижения прочности и стабильности двигательного навыка
  • формирования экономичного энергообеспечения двигательного действия
  • обеспечения возможности проявлять волевые качества при выполнении физических упражнений
  • полноценного использования результатов автоматизации навыка, позволяющего раскрыть потенциальные возможности обучаемого

Ограничения или выключения действия органов чувств:
  • для прочувствования движений (интероцепции)
  • обеспечения стабильности двигательного навыка
  • обеспечения условий риска
  • влияет на вестибулярную систему
Группы методических приемов
Методические приемы варьирования внешних условий
Методические приемы варьирования состояния занимающихся
Виды упражнений
Классификация физических упражнений - это разделение их на группы в соответствии с определённым признаком. Знание классификации позволяет определить свойства упражнения и облегчить поиск и отбор для решения конкретных задач.

Существует более 300 классификаций:
  • по развитию качеств — силовые, скоростные, гибкостные, координационные.
  • по направленности — общеразвивающие, специальные
  • по исторически сложившимся системам упражнений — гимнастические, легкоатлетическийе и так далее
  • по анатомическому признаку — для ПВК, для спины

Мы рассмотрим две классификации:
  • по режиму работы мышц
  • по методическим приемам
По режиму работы мышц :

Плиометрические — взрывные движения, резкое сверхнапряжение мышцы
Баллистические — с использованием инерции. Травмоопасны, так как сопряжены с предельной амплитудой работы.
По методическим приемам:

Стандартные упражнения
Разученное двигательное действие. Повторяется без существенных изменений структуры и условий. Используется:

  • для закрепления пройденного материала
  • для разучивания элементов техники
  • для того, чтобы довести двигательные действия до автоматизма

Имитационные упражнения
Это упражнения, имеющие общую с изучаемым упражнением основу техники, но выполняемые в несвойственных для последнего условиях (например движения пловца на суше). Эти упражнения применяют, чтобы изучить маршрут движения.

Подводящие упражнения
Подводящие упражнения — это не упрощения! Физически они могут быть тяжелее, по сравнению с разучиваемым (конечным) действием (если используются для развития качеств, необходимых для навыка).
Подводящие упражнения могут специально создаваться преподавателем для решения тех или иных задач, главное чтобы они были относительно законченными действиями и не содержали большого количества лишних движений.
Эффективность подводящих упражнений может зависеть не только от их содержания, но и от того, в каком количестве и порядке их применяют (качества).

Упрощение и усложнение упражнений
Процесс разучивания физического упражнения обычно осуществляется от простого к сложному.
НО представление, что упрощение для новичков, а усложнение для опытных — довольно узкое и примитивное. Иногда новичку полезно усложнить упражнение, утрируя отдельные элементы движения, чтобы на примерах контрастов сконцентрировать внимание на изучаемой части физического упражнения. А опытных практиков полезно возвращать в базовые формы. То есть все упрощения и усложнения конструируются не по принципу можешь/не можешь, а исходят из целеполагания (чему ученик должен обучиться?)

Соединение/сочетание с другими упражнениями
Методический прием выполнения физического упражнения в сочетании с другими действиями имеет две разновидности:
1. Включение разученных упражнений в связки (виньясы).
2. Сочетание изученных упражнений с другими действиями
(комбинации). Комбинации можно составлять только из изученных ранее действий.
Пригодны лишь те комбинации, для выполнения которых не требуется предварительного разучивания включаемых в них элементов. Данный прием применяется для решения следующих задач:
  • для выработки уверенного выполнения упражнения на фоне утомления (комбинации из много численных хорошо изученных элементов);
  • для стабилизации навыка (выполнение заранее обусловленной последовательности действий в комбинации, сочетание действий, имеющих отрицательный перенос навыков);
  • для обеспечения надежности и вариативности навыка (выполнение заранее неизвестной последовательности и сочетания элементов — «с листа», импровизация).

В практике преподавательской деятельности необходимо сочетать различные приемы для более эффективного управления учебной деятельностью обучаемых.

Подробнее этот материал мы разбираем на курсе «Основы методологии» →